Ипотека, Ипотечное кредитование - www.ipodom.ru     


Отели на воде

18.10.2010 18:55 - раздел: Новости недвижимости: Россия

Плавучие рестораны на петербургских набережных существуют давно. Но реализовать проекты гостиниц на воде до сих пор не удавалось. Однако эксперты надеются, что в ближайшее время «поплывут» и такие объекты.

До 2015 года на внутренних водоемах России должна появиться сеть из 150 плавучих отелей. О планах ее создания в конце лета объявила группа российских компаний – «Акватель-дизайн», «Росполимер», «Рекстром-М». Кроме того, в мае о намерениях открыть плавучую гостиницу на одном из дебаркадеров Петербурга проинформировала компания «Посейдон-Марин».

Панорама на закуску

Судьба петербургских плавучих ресторанов изначально складывалась удачно. Первые рестораны на воде появились еще в советское время, причем некоторые – например ресторан «Европа» (Мытнинская набережная) – существуют и по сию пору. Сейчас в Петербурге насчитывается 16 заведений общепита, разместившихся на судах или дебаркадерах. Шесть из них имеют статус стационарных.

Строительство ресторана на воде с нуля – занятие довольно сложное, но, по словам опытных рестораторов, такой же объект на суше стоит вдвое дороже, а окупается значительно дольше. По утверждению экспертов, расходы владельцев плавучих ресторанов можно «отбить» за один сезон. Если вспомнить, что средний срок окупаемости сухопутных ресторанных объектов составляет три-пять лет, такая арифметика ставит водный общепит вне конкуренции. «Клиент готов платить за легкое, едва ощутимое покачивание на волнах, и это приносит владельцам кафе и ресторанов неплохую прибыль», – объясняет директор Института ресторанных технологий Кадрина Айситулина. По словам эксперта, для подобных заведений большое значение имеет местоположение судна, ведь от того, насколько будет хорош вид, открывающийся перед посетителями, зависит популярность ресторана: «Как правило, собственникам или управляющим подобных проектов требуется очень много терпения для хождения по инстанциям. Значительно больше, нежели их «сухопутным» коллегам. Изменение исторического облика набережной Невы – это серьезно».

Аренду дебаркадеров контролируют сразу несколько организаций: КУГИ, ГУП «Мостотрест», а также Комитет по транспорту. Кроме того, необходимо получить разрешительную документацию от КГА и КГИОП, так как плавучие объекты должны деликатно вписываться в историческую перспективу города. Предпочтение отдается судам, стилизованным под старинные парусники. С этой точки зрения идеальным считается комплекс «Летучий голландец» на Мытнинской набережной, на борту которого находится не только ресторан, но и фитнес-центр, элитный салон красоты и сауна. Внешне он представляет собой копию нидерландского парусника XIX века.

Однако и к нему до сих пор выдвигается масса претензий. Основная – возведенное сооружение заслонило собой не только Петропавловскую крепость, но и здание Эрмитажа, и стрелку Васильевского острова, которые теперь потеряли былую привлекательность для зрителей. «Летучий голландец» категорически не соответствует регламентам, которые в свое время были приняты нашими руководителями, – считает вице-президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Андрей Березкин. – Он не способствует восприятию города как морской столицы, а выглядит как уродливый объект, разрушающий целостность общей панорамы».

Плавучие рестораны «Флагман» и «Кронверк» также являются копией старинных парусников, но особых нареканий никогда не вызывали. Несмотря на это, КГИОП довольно долго не мог найти им подходящее место для стоянки. В конце концов «Флагман» пришвартовался у Троицкого моста, а «Кронверк» – перед Адмиралтейской набережной.

Скорбный список

С гостиничными объектами все значительно сложнее. «В Петербурге интерес к отельным проектам на воде возникает с интервалом примерно раз в три года», – говорит управляющий партнер «Ай-Би Групп» Юрий Борисов. И хотя попытки заняться этим видом бизнеса предпринимались неоднократно, полноценного развития он так и не получил.

Эксперты вспоминают, что «завоевывать» петербургские набережные начали еще в 90-х годах. «Пример гостиницы на воде уже был, – рассказывает руководитель архитектурной мастерской Михаил Бренер. – На заре перестройки у Тучкова моста стояли трехпалубные теплоходы, которые летом плавали по Ладоге, а в зимний сезон их использовали как отель». Однако, просуществовав всего несколько сезонов, водные гостиницы «Коммодор-отель», «Олимпия» и корабль «Петергоф» были закрыты, и в 1997 году французская компания «Ривер-Эспейс» на их месте предложила разместить несколько плавучих гостиниц и выставочно-развлекательный центр. Но по ряду причин проекты так и не были реализованы.

После этого в 2005 году петербургские власти разработали масштабную программу открытия плавучих гостиниц. В программу были вовлечены иностранные компании, однако из-за короткого (три года) срока аренды причальных стенок инвесторы от своих планов отказались. «Люди не могут вкладывать деньги, если КУГИ дает им право аренды на такой короткий срок, – комментирует Андрей Березкин. – Нет никакой гарантии, что у компаний по истечении этого срока будет возможность продлить аренду. И этот фактор мешает не только отельному бизнесу на воде, но и всему комплексу водных перевозок».

Кроме того, в числе основных препятствий, тормозящих развитие гостиничного бизнеса на воде, специалисты называют суровые климатические условия. В любое время года у нас бывают сильные ливни, штормовые ветра провоцируют наводнения. Зимой по нашим рекам плывет лед с Ладоги, образуя многочисленные заторы. Когда эта ледяная масса приходит в движение, последствия непредсказуемы. В лучшем случае дебаркадер оторвется от берега, как это случилось в январе 2006 года с плавучим рестораном «Голливуд» в Колпино.

«У гостиниц в Петербурге сезонность и так выражена ярче, чем в большинстве европейских городов, – говорит исполнительный директор компании Maris Properties in association with CB Richard Ellis Максим Михайлов. – А у плавучих гостиниц этот фактор будет ощущаться еще сильнее». По мнению эксперта, плавучий отель может интересовать только любителей необычных ощущений. «Бизнесменам, приезжающим в наш город по делам, такая экзотика вряд ли придется по вкусу», – убежден Максим Михайлов. Однако это не совсем так.

В 2007 году во время Петербургского международного экономического форума к причалу Морского вокзала в Гавани на четыре дня был пришвартован круизный лайнер Victoria эстонской судоходной компании Tallink. На судне организаторы форума разместили две тысячи гостей, в числе которых были политические деятели, министры, ученые с мировым именем, влиятельные бизнесмены и президенты крупнейших банков. Борт был оснащен всем необходимым для ведения полноценной деловой жизни. Все вполне чинно и благородно. И, если не считать парковки автомобилей, организованной прямо в трюме лайнера, никакой экзотики.

Эксперты сходятся во мнении, что именно такая схема водного отеля – наилучшая. «В связи с тем, что это, скорее, сезонный бизнес, – говорит исполнительный директор Praktis CB Сергей Фёдоров, – оптимальный вариант, на мой взгляд, – мобильная плавучая гостиница, которая открывается в сезон, а по окончании – отправляется на стоянку до следующего сезона».

Новые проекты

Впрочем, последние заявленные проекты предполагают круглогодичное использование водных объектов. Такой будет плавучая гостиница класса «три звезды» на 52 номера, которую в течение полутора-двух лет планирует создать петербургская компания «Посейдон-Марин». По оценкам компании, инвестиции в проект составят 80–101 млн руб. Окупаемость проекта – около двух лет, по итогам которых ожидается чистая прибыль в 7 млн руб. в год. Средняя загрузка отеля, по прогнозам, составит 30%. Круглый год будет функционировать сеть из 150 плавучих отелей, о начале строительства которой заявила группа производственных компаний – «Акватель-дизайн», «Росполимер» и «Рекстром-М». Каждый отель представляет собой пять-шесть независимых друг от друга коттеджей, объединенных единой сервисной службой. Сохранить комфортную температуру в таких гостиницах, по словам разработчиков проекта, возможно благодаря используемым в строительстве материалам (палубные настилы изготавливаются из лиственницы и тика) и системе охлаждения или отопления. В теплое время года коттеджи будут превращаться в тихоходные суда. Стоимость инвестиций в строительство одного отеля оценивается примерно в 1 млн евро, срок окупаемости, по расчетам, составит пять-шесть лет.

Кстати, один пример вполне успешного функционирования водного отеля в наших широтах уже есть. В Ленинградской области, в центре Выборга, уже в течение несколько лет существует мини-отель на воде «Короленко», круглый год предлагающий размещение в одноместных и двухместных каютах. Однако, по мнению Андрея Березкина, уровень отеля очень низкий. Правда, и стоимость проживания соответствующая – 700 руб. в сутки.

Сложности плавучего бизнеса

Поскольку владельцу объекта на воде не надо платить земельный налог, принято считать, что затраты, по сравнению с возведением наземных зданий, существенно ниже. «Думаю, что строительство на воде не может стоить очень дорого. Для плавучей гостиницы не нужен земельный участок, – объясняет Сергей Фёдоров. – Кроме того, нет необходимости осуществлять проектирование и строительство».

Действительно, такое мнение справедливо, но только в отношении реконструкции старых барж. Если речь идет о новом строительстве, то малыми инвестициями тут не обойтись. Например, общий объем вложенных средств в комплекс «Летучий голландец» составил порядка $5 млн. Предполагаемые инвестиции в проект компании «Посейдон-Марин» также представляют собой вполне приличную сумму (см. выше). Строительство каждой гостиницы «под ключ» для «Интуриста» архангельская компания «Петровская верфь» оценивала в $10–15 млн.

Да и вообще строительство плавучих объектов сопряжено с множеством трудностей. На землеотводе действительно можно сэкономить, поскольку арендовать придется только участок берега, необходимый для швартовки. Но при этом существует целый ряд нюансов, требующих дополнительных средств. «Для размещения плавучей гостиницы или ресторана необходимо подключение к сетям, которое можно обеспечить далеко не везде», – рассказывает Сергей Фёдоров. Есть, конечно, вариант проектирования автономных систем жизнеобеспечения, но это значительно удорожает объект. Кроме того, по первому требованию КГИОП нужно проводить полную реконструкцию арендуемых площадей.

Максим Михайлов также отмечает несовершенство законодательства для объектов смешанного (водно-наземного) размещения. До сих пор не разработана общая концепция размещения плавучих объектов, не очерчено правовое поле, в рамках которого должны работать их владельцы. Такая путаница в законах тормозит реализацию оригинальных замыслов.

Версия для печати
« 2018 г.
« Декабрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      






   Рейтинг@Mail.ru